Краудсорсинг на благо управления территориальным развитием

24 апреля 2013 года в стенах РЭУ имени Г. В. Плеханова прошла видеоконференция на тему: «Управление территориальным развитием в условиях социального государства«. Приняв участие в этой конференции и продуктивно пообщавшись с представителями Казахстана об опыте внедрения Электронного Правительства в наших странах, я решил написать краткую статью о своём видении реализации так называемого «Открытого Региона» в рамках реализации концепции Открытое Правительство, инициированной нашими Президентами) Публикую без купюр на ваш суд и рассмотрение!

 

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАУДСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО РЕГИОНА /

EFFECTIVE USAGE OF CROWDSOURCING IN TERRITORIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT. OPEN REGION FORMING

 

Управление территориальным развитием в условиях социального государства — одна из наиболее актуальных тем для исследования в области государственного и муниципального управления. Это продиктовано остротой и динамикой развития современных трендов, а также спецификой регионального менеджмента.

В данной статье я рассматриваю понятие социального государства не в качестве политической системы, перераспределяющей материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости, а в качестве системы государственного и муниципального управления:

  • открытой для граждан,
  • взаимодействующей с гражданами и
  • подотчётной гражданам.

Стоит отметить, что ряд принципов совпадает у всех пониманий термина «социальное государство», а именно:

  1. Равенство в правах
  2. Развитие одного как условие развитие другого

Среди метатрендов социального государства можно выделить следующие:

  1. Увеличение показателя проникновения интернета;
  2. Повышение уровня жизни (благосостояния) граждан;
  3. Интеграция в мировое сообщество (вступление в ВТО, сотрудничество между организациями, совместная политика)

Эти три метатренда (коррелирующих, в свою очередь, и между собой) создают целую плеяду последствий, фактически служащих запросом/требованием общества на социальное государство:

  1. Требование о предоставлении качественных, быстрых и дешёвых государственных услуг;
  2. Открытие государственных данных с целью эффективного использования населением;
  3. Прозрачная деятельность государства — регулярные отчёты населению, предоставляемые в удобном виде;
  4. Прозрачная и интерактивная (с участие населения) разработка и принятие управленческих решений;
  5. Ускоренное развитие региональной инфраструктуры с помощью применения современных технологий;
  6. Соответствие показателей регионального развития мировым стандартам.

Специфика регионального менеджмента заключается в следующем:

  1. Более низкий уровень жизни, вследствие этого повышенный уровень недовольства населения деятельностью местных властей;
  2. Лучшая осведомлённость о деятельности местных властей из-за более низкой информационной зашумлённости (дистанции между населением и властью);
  3. Бо́льший акцент на региональных проблемах;
  4. Бо̀льшая включённость граждан в региональные проекты развития и территориальные проекты;
  5. Бо́льшая потребность населения в участии в управлении территориальным развитием;
  6. Потребность в выделении средств из федерального бюджета.

Спрос рождает предложение. Кроме того, с учётом метатренда интеграции в мировое сообщество, а также истории развития отечественной науки и экономики, бо́льшая часть технологий изобретается и проходит первичную апробацию в западных странах (США, Европейский союз), а уже затем адаптируется и применяется в России.

Не стали исключением и технологии, применённые в государственном секторе и образовавшие систему социального государства, а именно:

  1. Краудсорсинг;
  2. Открытые данные;
  3. Коллаборация;
  4. Метод ведущих пользователей;
  5. Информационные порталы;
  6. Мобильные приложения.

Интересно заметить, что все перечисленные технологии изначально были использованы в частном секторе — коммерческими компаниями (как на западе, так и в России) — и уже только затем расширяли сферу своего применения засчёт органов государственной власти и других госучреждений. Таким образом, именно бизнес выступил ведущим пользователем, благодаря которому государство может избавить себя от лишних рисков и затратных экспериментов и использовать только проверенные и эффективные технологии.

Не опускаясь глубоко в ретроспективу применения указанных технологиях за рубежом и в частном секторе, приведу пару самых ярких примеров применения технологий «социального государства» в России и именно для развития территориального управления.

Система «Открытый регион» в Москве.

Предназначена для:

  1. Предложения гражданами своих идей;
  2. Участия граждан в реализации предложенных идей;
  3. Получения гражданами государственных услуг в комфортных условиях;
  4. Контроля результатов работы власти;

Элементами системы являются:

  1. Публичный кадровый резерв и новые подходы к мотивации чиновников: 64 человека в резерве, 16 назначены на должности глав управ на основе открытого конкурса;
  2. Электронные порталы для получения государственных услуг онлайн: 2012 год — 32 услуги; 2013 год — 67 услуг; более 2 000 000 оказанных услуг;
  3. Многофункциональные центры: сейчас (январь 2013 года) — 39 МФЦ  - охват 35% населения, через год (январь 2014 года) — 111 МФЦ — охват 100% населения;
  4. Программы по раскрытию данных и народному контролю: 6 ресурсов, размещена информация более чем о 90 000 объектах, 320637 уникальных пользователей за год, >75% проблем, принятых в работу, >35% из них решены в течение недели.

Один из административных округов Москвы пошёл дальше и организовал краудсорсинг-проект «Новые пути развития Зеленограда».

Организаторы проекта собрали сообщество из жителей города и других заинтересованных лиц, чтобы совместно создать образы желаемого будущего для Зеленограда и сформулировать необходимые условия и меры по их достижению.

Участникам было предложено заглянуть на 10 лет вперёд, увидеть состояние мира на этом временном горизонте и задать желаемое будущее для Зеленограда в этом новом мире, а потом разработать комплекс мер по переходу к этому будущему из текущего состояния.

Цели проекта:

  1. Проработка направлений развития Зеленограда:
    1. выделение ключевых сфер, определяющих положение города;
    2. определение конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в каждой из выделенных сфер.
  2. Обсуждение вариантов утверждения Зеленограда как инновационного центра на мировом уровне:
    1. поиск источников конкурентоспособности Зеленограда в приоритетных для города сферах;
    2. выработка уникального образа будущего города и путей развития, открывающих перед ним и его жителями новые горизонты.
  3. Формирование сообществ инициативных жителей Зеленограда, готовых участвовать в реализации идей по развитию города.

Участники проекта работали на специальной онлайн-площадке по запрограммированному сценарию с последовательным прохождением этапов проекта (Разработка идеи – Конструктивная критика идеи – Командная доработка идеи – Ранжирование идей) по 4 тематическим блокам: тренды, образы будущего, условия по реализации образов будущего, мероприятия.

Масштаб:

  • 822 участника проекта;
  • 796 разработанных идей;
  • Более 8 000 комментариев к постам и репликам на площадке проекта;
  • Более 17 000 оценок к идеям, постам и высказываниям на проекте;
  • Почти 3 000 отработанных человеко-часов

Продолжительность: 3 месяца, 2 месяца работы на площадке.

Результаты:

  • Сформировано сообщество граждан, заинтересованных в реализации идей по развитию города.
  • Наиболее деятельные и конструктивные участники проекта примут участие в контроле за реализацией лучших мероприятий.
  • По результатам ранжирования идей краудсорсерами и отбора экспертов сформирована Карта ключевых предложений. Мероприятия, вошедшие в Карту, прошли рассмотрение Префектуры и наиболее важные и актуальные приняты к реализации.

Заключение. Следствием указанных проектов, а также других проектов с использованием приведённых технологий «социального государства» стало развитие территориального управления. Приятно заметить, что это развитие зафиксировано с помощью конкретных измеримых показателей результативности (промежуточных). На западе накопленный опыт применения технологий позволяет подсчитывать в том числе и финансово-временную экономию, что неизбежно ждёт и российских практиков открытого региона.

Рекомендации: Использование технологий краудсорсинга для управления территориальным развитием с целью предоставления всем гражданам равных прав и наиболее эффективного выявления и использования потенциалов регионов.

 

Список литературы / References

  1. Информация портала «Открытого правительства» — большоеправительство.рф;
  2. Данные с официальных сайтов порталов Москвы:
    1. Pgu.mos.ru – Московский портал госуслуг;
    2. gorod.mos.ru — геоинформационный портал контроля своевременности и качества работ;
    3. dom.mos.ru – портал «Дома Москвы»;
    4. zelao-prom.ru/future — портал науки, промышленности и инноваций Зеленограда;
  3. Джефф Хау Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса; Пер. с англ. – М.: «Альпина Паблишер», 2012.
  4. Бет Новек «Вики Правительство. Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — сильнее, а граждан – влиятельнее», М. : Альпина Паблишер, 2012.
  5. Harvard Business Review – Управления инновациями, М. : Альпина Паблишер, 2008.


Назад в раздел