Использование социальных сетевых сервисов для целей государственного управления

Новая роль социальных сетевых сервисов в государственном управлении

В последнем десятилетии произошли следующие волны онлайн-революций:

  1. Появление и распространение социальных сетей Facebook, Twitter, Vkontakte;
  2. Появление мобильный устройств, позволяющих иметь быстрый доступ в интернет и удобный интерфейс онлайн-взаимодействия;
  3. Старт использования социальных сетей и мобильных устройств в коммерческих и политических целях с появлением специальных инструментов онлайн-продвижения и PR.

Эти онлайн-революции придали интернету, помимо информационной и технологической функций, ещё одну, возможно, самую главную роль в глобальном управлении — гуманизирующую.

Вопреки бытующим мнениям о том, что социальные сети помогли разогреть огонь революций стран Магриба и Ближнего Востока, социальные сети там, согласно проведённому исследованию,[1] явились лишь отголоском царившей офлайн-атмосферы. В действительности, если задуматься, онлайн-активность будет выше там, где власть лояльнее. Если власть лояльна, то, скорее всего, повод для революции вряд ли появится. Из чего можно сделать следующий вывод: социальные сетевые сервисы (ССС) не могут порождать инициативу сами по себе, они могут только придавать ей динамику, что является отдельным преимуществом использования социальных медиа в экономических, социальных и политических целях.

Таким образом, в информационно развитых странах и органы власти, и само общество начинают уделять внимание социальным сетям как источнику и ретранслятору информации в тех ситуациях и направлениях деятельности, которые напрямую связаны с обеспечением безопасности. В будущем эта тенденция, без сомнения, будет набирать силу по мере адаптации госструктур к прогрессу ИКТ.

Выгоды использования ССС для целей глобального управления

Итак,  как можно использовать ССС для целей глобального управления?

  1. Придавать с помощью ССС динамику тем или иным глобальным инициативам;
  2.   Использовать ССС в качестве платформы для краудсорсинга для МЧС и МВД, а также других министерств (МЭР, Министерство промышленности и торговли, Федеральная Таможенная Служба)[2]

    Например, ровно год назад (15 марта 2011 года) с целью поддержать пострадавших в катастрофе на Японских атомных станциях, компания groupon.com провела проект по сбору средств среди российских пользователей своего сервиса.

    Этот прецедент также явился и примером нового явления – приложения преимуществ ССС к финансовой стороне вопроса – краудфандинг.
  3. Информационный меч/щит.

    За счёт использования таких характерных черт ССС как прозрачность и динамика можно создавать информационные мечи и щиты в случае необходимости. Например, рассказы очевидцев с мест происшествий (военных специалистов, журналистов) 5-ти дневной войны в августе 2008 года в Абхазии и Южной Осетии не дали России всухую проиграть медийную войну против волны антироссийских западных официальных сми.
  4. Формирование общественного мнения.

    Господин Прохоров активно использовал социальные сети как инструмент своей предвыборной борьбы. Самыми активными пользователями социальных сетей являются жители мегаполисов, где господин Прохоров и набрал наибольшее количество голосов.
  5. 5) Повышение прозрачности глобального управления.
  • wikileaks.org — международный социальный сетевой проект, основанный на доработанном вики-движке, в котором была введена возможность анонимного редактирования статей с использованием технологий MediaWiki, Freenet, Tor[3] и PGP.

Целью проекта объявлена «неотслеживаемая публикация и анализ документов, ставших доступными вследствие утечки информации». Для навигации возможен защищённый доступ с использованием протокола HTTPS. Несмотря на своё название, Wikileaks не является вики-сайтом: читатели, не обладающие соответствующим разрешением, не могут менять его содержание. Но стать анонимным источником информации может любой, кто ей располагает и пришлет в «редакцию».

  • rospil.info

Некоммерческий общественный проект, посвящённый борьбе со злоупотреблениями в государственных закупках. Организован в декабре 2010 года российским юристом и политиком Алексеем Навальным. Финансируется за счёт пожертвований граждан.

Схема работы проекта:

  1. Пользователи сайта, участники проекта, выявляют предполагаемые коррупционные закупочные конкурсы (как правило, с помощью официального портала госзакупок).
  2. Профессиональные эксперты оценивают конкурсы с точки зрения возможной коррумпированности.
  3. Юристы проекта на основе проведённых экспертиз пишут жалобы в контролирующие органы (прежде всего, в Федеральную антимонопольную службу) с целью отмены коррупционных закупок.
  4. Инструмент публичного контроля налогоплательщиков за расходованием средств федерального бюджета на исправление последствий кризиса в США
  5. Преследование целей установления и развития демократии, а также реализация других социальных и политических проектов[4]
  6. Разработка стратегических инновационных технологий (для России, например, согласно приоритетным направлениям развития в Сколково)[5]
  7. Общественная оценка принимаемых законодательных мер — zakonoproekt2012.ru;
  8. Улучшение диалога между бизнесом и властью, а также между гражданами и властью.
  9. Усиление роли РФ как проактивного актора в международной экономической борьбе
  10. Создание социального, правового государства, а также гражданского общества
  11. Разгрузка госресурсов, сокращение затрат, элиминирование дублирования, повышение открытости.
  12. Открытое (большое) правительство

Вывод: ССС уделено недостаточно внимания со стороны институтов глобального управления РФ.

Рекомендация: Обратить на тренд и технологию ССС особое внимание, предоставить соответствующим институтам и бизнес-сообществу требования к развитию ССС, которые необходимо удовлетворить.

Задачи развития ССС

  • ССС должны отражать полную живую картину, служащую медийным бэкграундом проводимых активностей и высказываемых месседжей. Система должна быть подлинной, то есть содержать в себе сведения, соответствующие действительности
  • Все существующие ССС — западные. Нужна российская система, она позволит популяризировать российское мышление и, как следствие, образ жизни, что принесет дополнительные плюсы в глобальном управлении.
  • Современные социальные сетевые сервисы должны поддерживать технологию метапрофилей.

Необходимость данной технологии вызвана диверсификацией ССС. В связи с тем, что часто приходится/хочется завести профили в нескольких сервисах (каждый со своими преимуществами и спецификацией), появляется 2 сложности – возможные проблемы системы функционирования ССС вообще:

  1. Несоответствие (неполная информация) информации, приведённой в профиле конкретного сервиса действительности
  2. Дублирование контент-менеджмента для разных сервисов, что в свою очередь увеличивает временные затраты, а значит, — неудобно для конечного пользователя.
  3. Ограниченность (из-за недостатка информации) в поисках, таргетировании, а также в кастомизации инструментов сервисов под пользователя.
  • Интегрированная система профилей  — позволила бы раз и навсегда поменять парадигму архитектуры выстраивания сервисов в интернете. С «пассивно-поисковой» на «активно-избирательную», когда все сервисы, функции и инструменты сами ищут субъекта, появляясь лишь в нужный момент, предлагая заранее кастомизированные условия и, более того, подобранные с консалтинговой точки зрения для максимизации полезного эффекта от использования того или иного сервиса для пользователя.
  • Отсутствие цензуры – позволило бы добавить прозрачности публикуемой информации и переместить акцент с «удерживания» знаний на компетентную фасилитацию знаниевых потоков. Да, это гораздо более сложная задача, но она позволила бы, наконец-то, установить атмосферу доверия, открытости и гласности в российском обществе, что, в свою очередь, могло бы привести к ускорению деловых коммуникаций, а значит, к увеличению деловой активности и повышению значимости российской экономики в международном распределении труда.
  • Кастомизированность, интегрируемость сервисов — важно, для их более широкого использования. Обучение, преодоление компетентностных барьеров.

Для решения задач необходимо разработать соответствующие меры. Кроме того, после преодоления критической качественной точки предпринимать активные действия по развитию и повышению эффективности использования.

Список источников

  1. Олег Демидов: Социально-сетевые сервисы в контексте международной и национальной безопасности. Журнал: Индекс Безопасности № 4(99), Том 12
  2. Groupon.com – международный сервис совместных закупок и скидочных акций
  3. www.asi12.ru – Сайт проекта «Национальная предпринимательская инициатива», организованного Агентством стратегических инициатив и компанией Witology в 2012 году
  4. Vkontakte.ru (vk.com) – лидирующая в рунете социальная сеть.
  5. wikileaks.org — международный социальный сетевой проект
  6. rospil.info — некоммерческий общественный проект, посвящённый борьбе со злоупотреблениями в государственных закупках
  7. recovery.gov — Инструмент публичного контроля налогоплательщиков за расходованием средств федерального бюджета на исправление последствий кризиса в США
  8. http://gov2people.ru/index.php/tendentsii/gov-20-v-rossii/249-printsip-kraudsorsinga-na-vyborakh — сайт по использованию краудсорсинговых технологий на выборах
  9. http://blog.witology.com/?p=1302#more-1302 – Статья в блоге компании Витология (основателя Сергея Карелова). Краудсорсинг как средство прорыва в автостроении
  10. http://en.wikipedia.org/wiki/DARPA_Network_Challenge, http://blog.microtask.com/2012/01/better-shred-than-read-darpa-uses-competitive-crowdsourcing-to-revive-destroyed-documents/ — Департамент обороны США использует краудсорсинг для исследований
  11.  zakonoproekt2012.ru – сайт для общественной оценка принимаемых законодательных мер.
  12.  http://www.lookatme.ru/mag/blogs-mag/42/107961-tor — технология сохранения анонимности информаторов


[1] Олег Демидов: Социально-сетевые сервисы в контексте международной и национальной безопасности. Журнал: Индекс Безопасности № 4(99), Том 12

[2] Проекты по реформированию ФТС, а также по различным программам развития МЭР были реализованы Агентством Стратегических Инициатив совместно с компанией Witology в первом квартале 2012 года www.asi12.ru

[3] http://www.lookatme.ru/mag/blogs-mag/42/107961-tor — технология сохранения анонимности информаторов

[4] http://gov2people.ru/index.php/tendentsii/gov-20-v-rossii/249-printsip-kraudsorsinga-na-vyborakh

[5] http://blog.witology.com/?p=1302#more-1302 — Краудсорсинг как средство прорыва в автостроении, http://en.wikipedia.org/wiki/DARPA_Network_Challenge — Департамент обороны США использует краудсорсинг — http://blog.microtask.com/2012/01/better-shred-than-read-darpa-uses-competitive-crowdsourcing-to-revive-destroyed-documents/



Назад в раздел